Пояснительная записка к учебному плану

Пояснительная записка к учебному плану
КГБОУ КШИ «Красноярский кадетский корпус» имени А.И. Лебедя

на 2013 – 2014 учебный год.

Нормативно - правовой основой при составлении учебного плана Красноярского кадетского корпуса явились следующие документы:

Закон РФ «Об образовании» (№ 3266-1 от 10.07.92);

Закон Красноярского края «Об образовании» (№ 1226 от 03.12.2004г.);

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (пост. Правительства РФ № 196 от 19.03.2001г.);

Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате) (пост. Правительства РФ № 1427 от 15.11.97г.);

Приказы Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 года № 241, от 30.08.2010 года № 889 и от 03.06.2011 года № 1994), от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 года № 1241).

Закон Красноярского края «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» (№11-2072 от 25.06.2004г.),

Постановление Совета администрации Красноярского края «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Красноярского края, реализующих программы общего образования» (№ 134-П от 17.05.2006г.)

Письмо министерства образования и науки Красноярского края «Об изменении в базисном учебном плане» от 15.07.2012 г. № 5043/и

Государственные образовательные стандарты 2004 года.

Устав и образовательная Программа корпуса.

Учебный план обеспечивает достижение следующих целей:

Предоставить каждому учащемуся возможность получить полное базовое среднее образование.

2.Развить способности и творческий потенциал каждого кадета за счёт базового (федерального, регионального и корпусного) компонентов и дополнительного образования.

3.Обеспечить довузовскую подготовку через реализацию профильного обучения в 10-11 классах

На данный момент в корпусе функционирует 29 классов.

На начало 2013 - 2014 учебного года корпус полностью может обеспечить потребности учащихся и родителей по следующим направлениям:

  • доступность образования (бесплатность);
  • разноуровневость (общеобразовательные, профильные классы);
  • дифференциация образования (физико-математическое, социально–правовое направления).

Корпус продолжает осуществлять деловое сотрудничество с Красноярским государственным педагогическим университетом, Сибирским технологическим университетом, Ресурсным центром Советского района, Детско-юношеской спортивной школой «Кадеты Красноярья», Центром дополнительного образования «Честь и слава».

Все образовательные программы, реализуемые в рамках учебного процесса, полностью обеспечены учебно-методическими комплексами.

Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки кадет (в сумме она не превышает максимального объема обязательной учебной нагрузки для каждого ученика), учебные предметы, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.

Все классы работают в режиме шестидневной недели. Данный режим обеспечивает выполнение базового компонента и использование часов корпусного компонента в соответствии с интересами и потребностями кадет, с учетом гендерных особенностей, способствуя реализации идеи развития личности в культурно-нравственном и интеллектуальном плане, обеспечивая условия для самовыражения и самоопределения воспитанников.

Учебный план КГБ ОУ КШИ «Красноярский кадетский корпус» имени А.И. Лебедя
составлен в соответствии с образовательной стратегией, предметом деятельности и целями корпуса как образовательного учреждения, закрепленными в Уставе корпуса, а именно:

  • интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе;
  • создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье;
  • осуществление взаимосвязи учебно–воспитательной работы с профессиональной ориентацией воспитанников в соответствии с их способностями;
  • создание финансовых, материально – технических условий для организации образовательного процесса, охраны жизни и здоровья участников образовательного процесса.

5, 6, 7, 8, 9 классы

По своей структуре учебный план для кадет 5-9 классов соответствует Федеральному Базисному плану с сохранением в необходимом объёме содержания, являющегося обязательным для обеспечения базового стандарта обучения.

Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Федеральный компонент направлен на реализацию следующих целей:

формирование целостного представления о мире;

приобретение опыта разнообразной деятельности;

подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Главным требованием содержания образования на данной ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе по математическому, социально – культурному и естественнонаучному направлениям.

Учитывая исключительную важность и сложность предмета русский язык, на его изучение увеличено количество учебных часов за счет компонента образовательного учреждения: в 5, 6 классах на 3 часа; в 7 классе на 1 час.

В связи с отсутствием в корпусе материальной базы для ведения занятий по предмету «Технология», в 5-х, 6-х, 7-х (по 2 часа), 8-х (1 час) классах ведётся предмет «Технологии (информационные)». Предмет имеет технологическую направленность и обеспечивает передачу общей технологической культуры, подготовку кадет к самостоятельной жизни, информационной деятельности в современном обществе, способствует формированию целостной картины знаний о мире профессий и об использовании информационных технологий во всех сферах деятельности человека.

Для формирования у кадет целостного представления о Красноярском крае, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций краявведены предметы национально-регионального компонента: природа и экология Красноярского края, художественная культура, история Красноярского края. На изучение данных предметов выделено 1час в 5-ом классе, 1,5 часа в 6-м и 7-мклассах, 1 час в 8 классах, 0,5 часа в 9-х классах.

Компонент образовательного учреждения выделяется на индивидуальные и факультативные занятия.Факультативные занятия – это занятия по интересам. Они предназначены для расширения кругозора учащихся, развития их творческого потенциала, развития психологических особенностей личности. Индивидуальные занятия ориентированы на различные группы учащихся.

10, 11 классы

Учебный план для 10-х, 11-х классов составлен с учетом профильного обучения для создания условий дифференцированного обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных траекторий и преемственности между общим и профессиональным образованием. Введение профильного обучение способствует созданию образовательного пространства, обеспечивающего успешную социализацию и адаптацию выпускников в обществе.

Предметы федерального и регионального компонента изучаются в полном объеме. Региональный компонент представлен предметом «Основы регионального развития» (2 часа в неделю).

Класс физико-математического профиля (10, 11)

В учебном плане 10-ого и 11-ого класса сохраняется в необходимом объёме содержание для обеспечения базового стандарта образования. Профильные предметы (математика, физика) позволяют более эффективно подготовить выпускников корпуса к освоению программ высшего профессионального образования.

На обязательные учебные предметы на базовом уровне отведено 15 часов; на учебные предметы на базовом уровне по выбору – 4 часа (10), 3 часа (11).

На учебные предметы по выбору на профильном уровне:

- математика – 6 часов;

- физика – 5 часов;

На элективные учебные предметы – 5 часа (10), 5 часов (11).

Классы социально-правового профиля (10,11)

В этих классах также сохраняется в необходимом объёме содержание для обеспечения базового стандарта образования.

На обязательные учебные предметы на базовом уровне отведено 17 часов (10 кл.) и 17 часов (11 кл.).

На учебные предметы по выбору на базовом уровне – в 10 классе 6 часов, в 11 классе - 7 часов.

Так как предмет обществознание ведется на профильном уровне, экономика в классах данного профиля преподается как предмет по выбору на базовом уровне в 11 классе (1 час).

На учебные предметы по выбору на профильном уровне:

- право - 2 часа;

- обществознание - 3часа;

На элективные учебные курсы по выбору приходитсяпо 7 часов (10 класс), 6 часов (11 класс).

 

Ориентация на развитие образовательных возможностей и способностей кадет

Ориентация на развитие образовательных возможностей и способностей кадет обеспечивается индивидуально-консультативными часами за счет корпусного компонента для кадет, испытывающих трудности в процессе обучения, и для кадет с высоким образовательным потенциалом, т.е. учитывается уровневая дифференциация.

Кадеты 7, 8, 9, 10, 11 классов посещают занятия ресурсного центра при школах №7 для углубленного изучения математики, экономики.

Основными формами организации учебного процесса является уроки, факультативные, элективные учебные и индивидуально – групповые занятия. Обоснованное применение личностно-ориентированных технологий позволяет выйти на нестандартные уроки: деловая игра, ролевая игра, урок-семинар, защита проектов и т.д.

Это позволяет кадетам эффективно развивать надпредметные умения и навыки, получать опыт взаимодействия, сознательно выбирать профиль обучения внутри корпуса и за его пределами.

Находясь в едином образовательном пространстве страны, а значит, ориентируясь на общее предназначение образования, на современном этапе, Красноярский кадетский корпус нацелен на воспитание духовно – нравственных, интеллектуально и физически развитых людей, предпочитающих здоровый образ жизни, готовых к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Для реализации этого предназначения в корпусе ведутся во второй половине дня предметы кадетского компонента:

Этическая культура:5-8 классы – обязательное обучение.

Основы православной культуры: 5, 6, 7 классы – факультативное обучение.

Хореография: 6-8 классы – обязательное обучение

Основы военной службы: 5-11 классы – обязательное обучение.

История кадетского образования в России (интегрировано с курсом преподавания истории России).

Для удовлетворения запроса родителей и лиц, их заменяющих, а также, учитывая специфику кадетского корпуса, для участия кадет в различных мероприятиях, парадах, в корпусе введеныследующие предметы дополнительного образования:

Вокальный ансамбль.

Маршевая рота барабанщиков.

Шахматы.

Стрелковая подготовка.

Военно-прикладная подготовка.

Для развития творческих способностей кадет, для приобщения к искусству и раскрытию их творческого потенциала на базе Центра дополнительного образования организованы:

-класс гитары

-класс фортепиано

-студия журналистики

-студия поэтический театр

-театр студия

-класс саксофона

-инструментальный ансамбль

-кружок ИЗО

-класс баяна

-студия хореографии

-вокальная студия.

В КДЮСШ «Кадеты Красноярья» для развития силы, ловкости, выносливости, быстроты в действиях работают спортивные секции:

-вольная борьба;

-футбол;

-баскетбол;

-рукопашный бой и др.

Занятия кадет в ЦДО и ДЮСШ проводятся во внеурочное время, согласно выбранной секциипо расписанию. Физическая культура направлена на развитие природных сил кадет и укрепления их здоровья через уроки, секции, индивидуально-групповые занятия.

Таким образом, данный вариант учебного плана, образовательная программа кадетского корпуса обеспечивают:

поддержание оптимального уровня здоровья кадет;

приоритет развития личности ребёнка;

учет гендерных и возрастных особенностей кадет;

реализацию профильного обучения.