Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Работа с данной категорией детей закреплена нормативными документами:
-
Федеральная программа «Дети России» принятой 18.08.1994 и подпрограмма «Одаренные дети» (распоряжение 13 марта 2002 года);
-
рабочая концепция одаренности 2003г.;
-
программа развития муниципальной системы образования на 2005-2008 год;
Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками. Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить.
Основой одного из подходов к организации образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками является концепция развития способностей, разработанная авторским коллективом под руководством А.С.Негруцкого. Данный подход был реализован в образовательной программе «Одаренный ребенок» (1995г).
Цель программы «Одаренный ребенок» - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Российской Федерации.
Эта программа направлена на развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности: познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности. Также была разработана система выявления одаренных детей, которая включает в себя: наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности);
анкетирование взрослых (родителей и воспитателей);
групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик; индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.
Основные задачи:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;
- создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
- создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации;
- обновление банка данных «Одаренные дети», включающего информацию об образовательных учреждениях и педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе;
- установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с учреждениями доп. образования ( ДДТ , центр «Поиск») - создание условий для укрепления здоровья одарённых детей; - расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, краевых олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Сроки реализации.
1 этап: диагностико-прогностический, методологический (2009 – 2010 гг.)
Мониторинг одаренности. Создание:
- банка данных по одаренным детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
- рекомендаций по работе с одаренными.Организация: -и проведение психолого-педагогического консультирования учащихся, педагогов, родителей;
-поддержки всем участникам программы «Одаренные дети»;
-психолого-педагогических семинаров для учителей; -системы тренингов, способствующих творческому росту учителей и ОУ;
-мониторинга развития ОУ; -внеклассной работы по предмету;
-деятельности научного общества.
2 этап: деятельностный (2011 - 2014 годы)
1.Экспертиза обучающих программ для детей повышенного уровня обучаемости.
2. Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
3. Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
4. Внедрение метода проектов.
5. Переход на систему портфолио.
6. Публикации работ детского творчества.
7.Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий (2015 - 2016 годы)
1. Создание банка педагогического опыта по работе с одаренными.
2.Выпуск методического сборника «Из опыта работы учителей КГБ ОУ КШИ "Красноярский кадетский корпус" им.А.И.Лебедя»
3.Внедрение в практику работы по направлению «Одаренные дети».