Василенок Петр Адольфович

Свой вклад в победу внес и мой дед Василенок Петр Адольфович. Накануне славной даты 70-летия Великой Победы  он  поведал нам о своем воинском пути, о войне.

В 1942 году  мой дед  в возрасте 18 лет был призван в армию. Сразу же он, вместе другими добровольцами, написал заявление в добровольческую Сталинскую дивизию.

Подготовка призывников проходила в Кемеровской области в городе Юрга. Затем его отправили в Канскую полковую школу.  В конце 1942 года  моего деда аттестовали и  направили в Ачинск в запасной полк, где готовили солдат-маршевиков на фронт. В июле 1943 года его отправили на Третий Белорусский фронт.

В годы войны  дед служил сначала связистом, потом разведчиком. Первое ранение получил, когда был связистом.

Из воспоминаний  деда…

«При штабе батальона  с ротой была проложена связь. А нас,  связистов, снайперы как зайцев стреляли. Начальник нашего батальона Николаев и говорит мне: «Ну что, Петька, надо тебе идти связь налаживать, кабель порвался». Взял  я эту нитку в руки и пополз. Нашел место разрыва, привязал конец за дерево. Соединил кабель, все стало нормально, связь пошла. И тут снаряд падает… Я голову под дерево, и мне вдруг от снаряда осколок в ногу. Я пришел в штаб, думал, что просто царапина,  а у меня вся нога в крови. Отправили меня в полевой госпиталь. Потом когда зажило, снова воевать отправили».

О службе в разведке  дед вспоминает так: « А когда разведчиком был, отправили нас за «языком». Была группа захвата, группа прикрытия и саперы. Я был в группе прикрытия. Не было у нас никаких документов, при себе имели только пистолет и нож. Поймали мы одного немца, связали и кляп ему в рот. А он  каким-то образом кляп выплюнул и крик поднял. Шли через болото – мы его поймали, в воду головой поокунали несколько раз, прикладом по башке постукали и чуть только живого в штаб принесли. Он ничего сказать не мог. Командир полка говорит «Зачем покойника привели? Мне настоящего языка надо! Заморю на передовой, пока языка не найдете!» Второй раз пошли, и меня там контузило.  Ребята меня на плащ-палатке вытащили, и я опять попал в госпиталь. Пролежал без сознания. Потом очнулся и думаю – где я есть? Посмотрел – руки на месте, ноги на месте, ничего не оторвало – и слава Богу. Подошла ко мне сестра, начала что-то говорить, а я ее не слышу, и сам сказать ничего не могу и снова сознание потерял. Несколько лет после этого был заикой».

Мой дед прошел почти всю войну: участвовал в обороне города Оршы, освобождении города Витебска, Минска, Борисова, в форсировании рек Березины,  Неман. После того, как советские войска  перешли границу Германии, участвовал в битве за  первый немецкий город Гольдап, который переходил несколько раз из рук в руки.

Из воспоминаний  деда…

«Потом пошли в наступление, немец отступал, наша армия была хорошо вооружена. Прошли город Ильзенбург в Восточной Пруссии, Бунцлау, Бреслау, Вельтенбург. Пробили группировку противника между Кенигсбергом и Данцигом. На этом кончилась моя военная эпопея. Жалею, что не  дошел  до Берлина….»

Мой дед, Василенок  Петр Адольфович, награжден  орденом  Красной звезды, орденом Трудового Красного Знамени медалью «За боевые заслуги», медалью «За отвагу и другими наградами.

Со скорбью ветеран вспоминает, что на войне потерял отца: «В армию его забрали, на фронт отправили – так я его больше никогда и не увидел. Несколько раз он был ранен, а потом погиб на Курской дуге, получив звание Героя Советского Союза».

После войны мой дед, Василенок Петр Адольфович, работал кладовщиком в колхозе. Окончив курсы, работал  ветеринарным фельдшером, зоотехником, потом секретарем партийной организации.

Василенок Петр Адольфович внес свой неоценимый вклад в Великую Победу. Благодаря таким героям, простым советским парням, как мой дедушка,  и была добыта Победа.  Ветеранов Великой Отечественной войны осталось так мало, поэтому нужно ценить каждую минуту общения с ними – последними живыми свидетелями той страшной войны 1941 – 1945 годов.

Шадрин Тимофей кадет 11 взвода, внук